Цель каждой науки – познание некоторых общих закономерностей, позволяющих предвидеть течение явлений и выбирать рациональные пути поведения в реальных типичных ситуациях. Это относится и к статистике – одной из основных дисциплин в системе экономического образования и важнейшей для тех, кто избрал статистику своей профессией.

История развития человечества показала, что без статистических данных невозможно управление государством и развитием отдельных отраслей и секторов экономики, обеспечивать оптимальные пропорций между ними. Необходимость сбора и обобщения множества данных о населении страны, предприятиях, банках, фермерских хозяйствах и т.д. привело к появлению специальных статистических служб – учреждений государственной статистики. В зависимости от того, по какой отрасли организуется сбор, обработка и анализ статистической информации, различают статистику населения, промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, финансов и т.д.

Статистик нужен и для предприятия и для страны. Статистические методы позволяют разрабатывать стратегию фирмы на основе прогнозирования динамики основных показателей и соотношений между ними. Важное значение для успешной работы фирмы имеют статистические методы контроля и анализа качества продукции. Динамика макроэкономических показателей дает основание для разработки перспективных планов развития экономики в целом, изменения эффективности производства и т.д.

Несмотря на разнообразие сфер применения статистики, имеются общие методы статистической работы, которыми нужно руководствоваться всегда и везде. В этом курсе рассматриваются общие правила сбора, обработки и анализа статистических данных.

Слово «статистика» используется в нескольких значениях: прежде всего как синоним слова «данные». Например, можно сказать: «Статистика рождаемости в Украине» или «Данные о рождаемости в Украине», что одно и то же.

Статистикой называется отрасль знаний, объединяющая принципы и методы работы с числовыми данными, или отрасль практической деятельности, направленной на сбор, обработку, анализ и интерпретацию числовых данных, характеризующих массовые явления.

Слово «статистика» происходит от латинского слова status – состояние, положение вещей. Первоначально оно употреблялось в значении «политическое состояние». Отсюда произошло итальянское слово stato – государство и statista – знаток государства. В научный обиход слово «статистика» вошло в XVIII веке и первоначально употреблялось в значении «государствоведение».

Исторически развитие статистики было связано с развитием государств, с потребностями государственного управления. Хозяйственные и военные нужды уже в древний период развития человечества требовали наличия данных о населении, его составе, имущественном положении. С целью налогообложения организовывались переписи населения, проводился учет земель и т.д.

Первые работы такого рода отмечены даже в священных книгах разных народов. В античном мире был организован учет родившихся: молодые люди, достигшие 18 лет, вносились в списки военнообязанных, а по достижении 20 лет – в списки полноправных граждан. Составлялись земельные кадастры, в которые вносились сведения о строениях, рабах, скоте, инвентаре, получаемых доходах. Появились описания государств. Большая заслуга в этом принадлежит греческому философу Аристотелю (384-322 гг. до н.э.). Он составил описание 157 городов и государств своего времени.

Решение о проведении переписи было принято на заседании Большого королевского совета на рождество 1085 г. Немедленно во все английские графства были высланы представители короля, ответственные за проведение переписи. В каждом графстве были созваны специальные собрания, представляющие собой расширенный вариант судебных коллегий графств. В их состав входили: шериф, бароны и их рыцари, имеющие земельные владения в данном графстве, члены судебных коллегий каждой сотни, а также священник, староста и шесть вилланов от каждой деревни. Эти собрания были призваны подтверждать клятвой те сведения, которые входили в сферу переписи, а также, возможно, решать возникающие земельные споры. Кроме того, данные по земельным владениям в каждой сотне фиксировались комиссиями, формируемыми из землевладельцев данной сотни. Так, в Кембриджшире в состав комиссии сотни входили в равных долях англосаксы и нормандцы, держащие земли на территории сотни.

Перепись была завершена к концу 1086 г. и её результаты в виде огромного массива списков и отчётов были предоставлены королю. В дальнейшем они хранились в казначействе Английского королевства в Винчестере. Помимо этого уже к 1088 г. на основании этой документации были составлены два тома «Книги страшного суда», в которые в компактной форме вошли важнейшие сведения, полученные в результате переписи, отсортированные по графствам.

Имена владельцев поместья на дату проведения переписи и на 1066 г.;

Имена иных держателей поместья, если владелец передавал его в условное держание;

Площадь пахотной земли;

Количество пахотных бригад (измеряемых упряжками из восьми быков) на домениальных землях владельца и на землях крестьян;

Количество крестьян различных категорий (вилланов, коттариев, сервов, свободных и сокменов), проживающих на территории поместья;

Размеры пастбищ, лугов и лесов, относящихся к поместью;

Количество мельниц и мест для рыболовства;

Денежная оценка хозяйства поместья на дату проведения переписи и на 1066 г.;

Размеры наделов свободных крестьян и сокменов в границах поместья по состоянию на дату проведения переписи и на 1066 г.;

Потенциальная возможность повышения продуктивности поместья.

Перечень вопросов, вынесенных на перепись, демонстрирует стремление короля зафиксировать и оценить возможные источники доходов в казну. В частности, замки и другие строения, не связанные непосредственно с экономической деятельностью, в сферу переписи включены не были. Также «Книга страшного суда» не содержит данных по размеру феодальных обязательств держателей поместий перед королём.



Рис. 3. Деталь гобелена XII в. "Смерть короля Гарольда II", 1066.

Со временем собирание данных о массовых общественных явлениях приобрело регулярный характер. С середины XIX в. были выработаны первые правила переписей населения и начата регулярность их проведения в развитых странах.

Для координации развития статистики, начали проводиться международные статистические конгрессы, а в 1885 г. был основан международный статистический институт, существующий и сейчас. Впервые преподавание статистики начато в университетах Германии во второй половине XVIII века. В настоящее время международные организации и государственная статистика каждой отдельной страны занимаются сбором, преобразованием, сравнением, интерпретацией социально-экономических данных. Сложились методы работы, продолжающие традиции государствоведения.

Сегодня трудно найти сферу, где бы не применялась статистика. Статистика нужна для расчета страховых тарифов, оценки финансовых и предпринимательских рисков; она используется в работе аудитора, при постановке управленческого учета в фирме, в контроле и анализе качества продукции, в медицине, спорте, маркетинге.

При изучении разных объектов, конечно же, используются различные методы. Тем не менее, существуют некоторые общие принципы и методы статистической работы. Английские статисты Дж.Э. Юл и М.Дж. Кендэл отмечают: «Независимо от того, в какой отрасли знаний получены числовые данные, они обладают определенными свойствами, для выявления которых может потребоваться особого рода научный метод обработки. Последний известен как статистический метод или, короче, статистика».

Каждая наука обладает существенными специфическими особенностями, которые отличают ее от других наук и дают ей право на самостоятельное существование как особой отрасли знаний. Главная особенность любой науки заключается в предмете познания, в принципах и методах его изучения, которые в совокупности образуют ее методологию.

Предметом статистики является исследование количественной стороны массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, или их содержанием, в конкретных условиях места и времени.

Свой предмет статистика изучает при помощи определенных категорий, т.е. понятий, которые отражают наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира.

В статистике таких основных понятий пять.

1. Статистическая совокупность – это совокупность социально-экономических объектов или явлений общественной жизни, объединенных некоторой качественной основой, общей связью, но отличающимися друг от друга отдельными признаками. Таковыми, например, являются совокупность семей, совокупность предприятий, организаций, фирм и т.п.

Совокупности могут быть однородными и разнородными.

Совокупность называется однородной, если один или несколько изучаемых признаков ее объектов являются общими для всех единиц.

Совокупность, в которую входят явления разного типа, считается разнородной.

2. Единица совокупности – это первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.

3. Признак - это качественная особенность единицы совокупности. По характеру отображения свойств единиц изучаемой совокупности, признаки делятся на две основные группы:

Признаки, имеющие непосредственное количественное выражение, например, возраст, стаж работы, средний заработок и т.д. Они могут быть дискретными и непрерывными ;

Признаки, не имеющие непосредственного количественного выражения. В этом случае отдельные единицы совокупности различаются своим содержанием. Например, профессии различаются характером труда: учитель, столяр, швея и т.д. такие признаки обычно называют атрибутивными .

Особенностью статистических исследований является то, что в нем изучаются только варьирующие признаки , т.е. признаки, принимающие различные значения или имеющие различные количественные уровни у отдельных единиц совокупности.

Вариация – это изменение («колеблемость») величины либо значение признака при переходе от одной единицы совокупности к другой.

4. Статистический показатель – это понятие, отображающее количественные характеристики (размеры) соотношения признаков общественных явлений. Статистические показатели могут быть объемными (численность населения) и расчетными (средний возраст). Они могут быть плановыми, отчетными и прогнозными.

5. Система статистических показателей – это совокупность статистических показателей, отражающая взаимосвязи, которые объективно существуют между явлениями. Для каждой общественно-экономической формации характерна определенная система взаимосвязи общественных явлений.

Система статистических показателей охватывает все стороны жизни общества на различных уровнях: макроуровень (страна, регион) и микроуровень (предприятие, семья).

Системы статистических показателей имеют следующие особенности:

Они носят исторический характер, – меняются условия жизни населения, меняются и системы статистических показателей;

Методология расчета статистических показателей непрерывно совершенствуется.

Свой предмет статистика изучает при помощи своего специфического метода.

Метод статистики – это целая совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет. Она включает в себя три группы собственно методов, метод массовых наблюдений, метод группировок и метод обобщающих показателей.

- статистическое наблюдение заключается в сборе первичного статистического материала, в научно организованной регистрации всех существенных фактов, относящихся к рассматриваемому объекту. Это первый этап всякого статистического исследования;

- метод группировок дает возможность все собранные в результате массового статистического наблюдения факты подвергать систематизации и классификации. Это второй этап статистического исследования,

- метод обобщающих показателей позволяет характеризовать изучаемые явления и процессы при помощи статистических величин – абсолютных, относительных и средних. На этом этапе статистического исследования выявляются взаимосвязи и масштабы явлений, определяются закономерности их развития, делаются прогнозные оценки

Познавательное значение статистики заключается в нижеследующем.

1. Статистика дает цифровое и содержательное освещение изучаемых явлений и процессов, служит самым надежным способом оценки действительности;

2. Статистика дает доказательную силу экономическим выводам, позволяет проверить различные утверждения, отдельные теоретические положения;

3. Статистика обладает способностью раскрывать взаимосвязи между явлениями, показывать их конкретную форму и силу;

4. Статистика первая обнаруживает новые явления, процессы и закономерности, дает их количественную и качественную характеристику.

В науку термин статистика ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль в 1746 году, предложив заменить название курса «Государствоведение », преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику », положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины. Несмотря на это, статистический учет велся намного раньше: проводились переписи населения в Древнем Китае, осуществлялось сравнение военного потенциала государств, велся учет имущества граждан в Древнем Риме и пр.

У истоков статистической науки стояли 2 школы: немецкая описательная и английская школа политических арифметиков .

Представители описательной школы (Герман Конринг, Готфрид Ахенваль, Август Людвиг Шленцер) своей задачей считали описание достопримечательностей государства: территории, населения, климата, политического устройства, вероисповедания, торговли и т.п. – без анализа закономерностей и связей между явлениями.

Представители школы политических арифметиков (Уильям Петти, Джон Граунт, Эдмунд Галлей) своей главной задачей считали выявление на основе большого числа наблюдений различных закономерностей и взаимосвязей в изучаемых явлениях.

Каждая школа развивалась своим путем, используя свои методы в исследованиях, но предмет изучения у них был общий – государство, общество и, в частности, массовые явления и процессы, происходящие в нем. Статистика сформировалась как наука в результате синтеза государствоведения и политической арифметики, причем от последней она взяла больше, поскольку статистика и в настоящее время призвана выявлять прежде всего различного рода закономерности в исследуемых явлениях.

Однако представители этих двух школ не дошли до теоретического обобщения практики учетно-статистических работ, до создания теории статистики . Эта задача была решена позднее, в XIX веке бельгийским ученым Адольфом Кетле, который дал определение предмета статистики, раскрыл суть ее методов. Под влиянием идей Кетле возникло третье направление статистической науки – математико-статистическое , которое получило свое развитие в работах таких ученых как: англичане Фрэнсис Гальтон, Фрэнсис Эджворт, Карл Пирсон, Одни Дж. Юл, Вильям Госсет, Рональд Фишер, Морис Дж.Кендэл, итальянец Коррадо Джини, русские – Пафнутий Львович Чебышёв, Андрей Андреевич Марков, Александр Михайлович Ляпунов, Александр Иванович и Александр Александрович Чупров и пр.

В настоящее время термин статистика употребляется в 4 значениях:

  1. наука , изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественным содержанием – учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведений;
  2. совокупность цифровых сведений , характеризующих состояние массовых явлений и процессов общественной жизни; статистические данные, представляемые в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономики, а также публикуемых в сборниках, справочниках, периодической печати и в сети Интернет, которые являются результатом статистической работы;
  3. отрасль практической деятельности («статистический учет») по сбору, обработке, анализу и публикации массовых цифровых данных о самых различных явлениях и процессах общественной жизни;
  4. некий параметр ряда случайных величин , получаемый по определенному алгоритму из результатов наблюдений, например, статистические критерии (критические статистики), применяющиеся при проверке различных гипотез (предположительных утверждений) относительно природы или значений отдельных показателей исследуемых данных, особенностей их распределения и пр.

Как и любая другая наука, статистика имеет свой предмет и метод исследования. Статистика изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной или содержанием, а также исследует количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени. Такое изучение основывается на системе категорий (понятий), отражающих наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира.

  1. Статистическая совокупность – множество социально-экономических объектов или явлений общественной жизни, объединенных качественной основой, но отличающихся друг от друга отдельными признаками, т.е. однородных в одном отношении, но разнородных в другом. Таковы, например, совокупность домохозяйств, семей, предприятий, фирм и т.п.
  2. Единица совокупности – первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков и основой ведущегося при обследовании счета.
  3. Признак единицы совокупности – свойства единицы совокупности, которые различаются способами их измерения и другими особенностями
  4. Статистический показатель – понятие, отображающее количественные характеристики (размеры) или соотношения признаков общественных явлений. Статистические показатели можно подразделить на первичные (объемные) – характеризуют либо общее число единиц совокупности (объем совокупности), либо сумму значений какого-либо признака (объем признака) и выражаются абсолютными величинами и вторичные (расчетные) – задаются на единицу первичного показателя и выражаются относительными и средними величинами. Статистические показатели могут быть плановыми, отчетными и прогнозными.
  5. Система статистических показателей – совокупность статистических показателей, отражающая взаимосвязи, которые объективно существуют между явлениями. Она охватывает все стороны общественной жизни как на макро-, так и на микроуровне. С изменением условий жизни общества меняются и системы статистических показателей, совершенствуется методология их расчета.

Совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет, составляет метод статистики . Можно выделить 3 группы статистических методов (3 этапа статистического исследования):

  1. Статистическое наблюдение - научно организованный сбор сведений, заключающийся в регистрации тех или иных фактов, признаков, относящихся к каждой единице изучаемой совокупности;
  2. Сводка и группировка - обработка собранных первичных данных, включающая их группировку, обобщение и оформление в таблицах;
  3. Статистический анализ - на основе итоговых данных сводки рассчитываются различные обобщающие показатели в виде средних и относительных величин, выявляются определенные закономерности в распределениях, динамике показателей и т.п.

Таким образом, любое законченное статистическое исследование проходит в 3 этапа, между которыми, разумеется, могут быть перерывы во времени.

В настоящее время термин «статистика» может употреблять­ся в нескольких значениях.

Во-первых, под статистикой понимается особый вид практи­ческой деятельности человека по сбору, обработке, накоплению и анализу цифровых данных, характеризующих происходящие в обществе социально-экономические явления и процессы и яв­ляющихся отправной точкой для принятия различных управлен­ческих решений.

Во-вторых, статистика может выступать как специальная от­расль научных знаний , которая занимается изучением приемов систематического наблюдения массовых явлений социальной жизни человека, составлением численных их описаний и научной обработкой этих описаний, разработкой методик, используемых в статистической практике, то есть изучает явления в обществен­ной жизни различных стран, территорий, групп людей и т. д. с их количественной стороны.

И, в-третьих , под статистикой понимают конкретные данные информативного характера , представляемые в отчетных доку­ментах предприятиями, организациями, отдельными индивидуу­мами, а также информация, публикуемая в специальных сборни­ках и прессе.

Статистика как наука представляет собой целостную систему научных дисциплин: теория статистики, экономическая статистика и ее отрасли, социально-демографическая статистика и ее отрасли.

Теория статистики является наукой о наиболее общих прин­ципах и методах статистического исследования социально-эконо­мических явлений. Она разрабатывает понятийный аппарат и сис­тему категорий статистической науки, рассматривает методы сбо­ра, сводки, обобщения и анализа статистических данных, т.е. об­щую методологию статистического исследования массовых обще­ственных процессов.

Таким образом, теория статистики - методологическая основа всех отраслевых статистик.

Экономическая статистика разрабатывает и ана­лизирует синтетические показатели, включая такие макроэкономи­ческие показатели, как валовое национальное богатство (ВНБ), ва­ловой национальный доход (ВНД), валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП) и др., отражающие состояние национальной экономики; структуру, пропорции, взаи­мосвязь отраслей и элементов общественного воспроизводства; рас­сматривает особенности размещения производительных сил, состав и использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов; наконец, осуществляет построение и анализ общей макростатистической модели рыночной экономики в виде системы национальных счетов (СНС).

Отрасли экономической статистики - статистика промышленно­сти, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, труда, природных ресурсов, охраны окружающей среды и т.д. - разрабаты­вают и изучают статистические показатели развития соответствую­щих отраслей.


Социально-демографическая статистика фор­мирует и анализирует систему показателей, комплексно характери­зующих различные стороны социальных условий и образа жизни на­селения; ее отрасли - статистика населения, политики, культуры, здравоохранения, науки, просвещения, права и т.д.

Задачей всех отраслевых статистик является разработка статис­тических показателей соответствующих отраслей.

Статистика развивается как единая наука, и развитие каждой отрасли содействует ее совершенствованию в целом.

Между наукой статистикой и практикой существует тесная взаимосвязь: статистика использует данные практики, обобщает и разрабатывает методы проведения статистических исследований. В свою очередь, в практической деятельности применяются теорети­ческие положения статистической науки для решения конкретных управленческих задач.

Знание статистики необходимо современному специалисту для принятия решений в условиях стохастики (когда анализируемые яв­ления подвержены влиянию случайностей), анализа элементов ры­ночной экономики, в сборе информации, в связи с увеличением хозяйственных единиц и их типов, аудите, финансовом менеджмен­те, прогнозировании.

Предметомстатистики выступают количественные характеристики различных социально-экономических явлений и процессов, закономерности их развития и связи между ними.

Не­обходимо эти аспекты воспринимать в единстве, поскольку в каждый отдельный момент времени социальные и экономические яв­ления имеют определенные размеры, уровни, между ними сущест­вуют конкретные количественные соотношения (например, изменение уровня заработной платы, численность населения страны на определенную дату) и взаимосвязи (так, на уровень товаро­оборота влияют уровень и структура доходов населения, в том числе и уровень заработной платы). Следовательно, предметом статистического изучения всегда могут выступать совокупности различных варьирующих явлений, которые обладают общими ка­чествами и включают всевозможные проявления исследуемой за­кономерности. Главная задача статистики заключается в выявле­нии этих закономерностей на основе анализа случайных событий.

Под закономерностью понимают повторяемость, последова­тельность и порядок изменений в рассматриваемых явлениях и процессах. Каждое единичное явление рассматривается стати­стикой как особый, частный случай изучаемой закономерности. Примером статистической закономерности могут служить многие демографические и экономические тенденции, такие как измене­ние уровня продолжительности жизни или рождаемости, рост или падение производства.

Закономерности, характерные для той или иной совокупно­сти, выявляются при массовом наблюдении благодаря действию закона больших чисел. Закон больших чисел - объективный за­кон, выражающий взаимодействие случайного и необходимого, при котором совместное проявление большого числа случайных факторов приводит к закономерному и однозначному итогу, практически не зависящему от случая.

Таким образом, в качестве определяющих характеристик ста­тистики можно выделить следующие.

1. Изучаются не отдельные факты, а массовые общественные процессы и явления на основе расчета различных статистических показателей (например, численность экономически активного населения, объем произведенной продукции, величина реальных доходов населения и т.д.).

2. Рассматриваются процессы и явления в динамике (к при­меру, изменение уровня жизни населения, уровня безработицы, темпы экономического роста и т. д.).

3. Статистическое исследование изучает количественную
сторону массовых общественных явлений и дает оценку явлени­ям, происходящим в обществе в конкретном месте и на опреде­ленный момент времени.

4. Характеризуется структура (внутренние стороны) общест­венных и массовых явлений.

5. Выявляются причинно-следственные связи между явле­ниями с помощью специальной методологии.

Для исследования социально-экономических явлений стати­стика использует собственную методологию, то есть систему приемов, способов и методов, направленных на изучение количе­ственных закономерностей, проявляющихся в структуре, дина­мике и взаимосвязях социально-экономических явлений. Использование конкретных методов обусловливается поставленными задачами и зависит от характера исходной информации. Статистические ме­тоды используются комплексно (системно).

Основные методы статистики:

а) диалектический метод познания заключается в том, что общественные явления и процессы рассматриваются в развитии,
взаимосвязи и причинной обусловленности. Диалектика является частью философии, данный метод применяется для познания ре­ального мира. В соответствии с ним статистика использует диа­лектические категории: количество и качество, необходимость и случайность, причинность и закономерность, единичное и массо­вое, индивидуальное и общее;

б) метод массового статистического наблюдения обеспечи­вает полноту, всеобщность и представительность полученной в результате исследования первичной информации об отдельных единицах изучаемого явления;

в) метод группировки и сводки материала позволяет выде­лять в изучаемой совокупности социально-экономические типы и обобщать данные статистического наблюдения;

г) табличный и графический методы используются при представлении результатов и итогов статистического исследова­ния явлений и объектов.

История развития статистики и ее задачи на современном этапе

Английская школа политических арифметиков , которая возникла на 100 лет раньше немецкой описательной школы.

Школа политических арифметиков имела два направления:

§ статистико-экономическое, которое возглавлял основатель школы В. Петти (1623 - 1687 гг.).

§ демографическое, основоположниками которого являлись Дж. Граунт (1620 - 1674 гг.) и Э. Галлей (1656 - 1742 гг.)

Политические арифметики ставили целью изучать общественные явления с помощью числовых характеристик путем обобщения и анализа единичных фактов, а также стремились показать закономерности развития общественных явлений, проявляющихся в массовых статистических данных.

В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки - статистико-математическое . Среди представителей этого направления следует отметить бельгийского статистика А. Кетле (1796 - 1874 гг.) - основоположника учения о средних величинах. Дальнейшее развитие это направление получило в работах представителей английской математической школы: Ф. Гальтона (1822 - 1911 гг.), К. Пирсона (1857 - 1936 гг.); Стьюдента (В. Госсета) (1876 - 1937 гг.), Р. Фишера (1890 - 1962 гг.); М. Митчела (1874-1948 гг.) и др. Последователи этого направления считали основой статистики теорию вероятностей, составляющую одну из отраслей прикладной математики.

С течение времени сфера применения статистических исследований заметно расширилась, что привело к изменению содержания самого понятия «статистика». В настоящее время оно употребляется в четырех значениях:

1) отрасль практической деятельности, цель которой сбор, обработка, анализ и публикация массовых данных о различных явлениях общественной жизни;

2) статистические методы (в том числе методы математической статистики), применяемые для изучения социально-экономических явлений и процессов;

3) совокупность цифровых данных, характеризующих различные стороны жизни государства, а также данные, представляемые в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономики, и публикуемые в сборниках, справочниках, периодической прессе, которые являются результатом статистической работы;



4) отрасль знания и учебная дисциплина, обладающая определенной спецификой и изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественным содержанием.

Предмет и метод статистики

Статистика изучает,прежде всего, количественную сторону общественных явлений и процессов в конкретных условиях места и времени, т.е. предметом статистики являются размеры и количественные соотношения социально-экономических явлений, а также закономерности их связи и развития.

Задача статистического исследования - получить обобщающие показатели и выявить закономерности общественной жизни в конкретных условиях места и времени.

Выявление закономерностей в статистике опирается на закон больших чисел , который означает, что количественные закономерности массовых явлений отчетливо проявляются лишь в достаточно большом их числе. Например, 104 - 106 мальчиков рождаются на 100 девочек, однако в отдельной семье, и даже в небольшом населенном пункте, это соотношение может быть совершенно иным.

Объектом статистического исследования выступает статистическая совокупность - множество единиц, обладающих массовостью, однородностью, целостностью, взаимозависимостью состояний отдельных единиц и наличием вариации. Например, при переписи населения статистической совокупностью являются все граждане этой страны, при изучении успеваемости учащихся конкретного вуза статистической совокупностью выступают студенты данного вуза и т.д. Каждый отдельно взятый элемент данного множества называется единицей статистической совокупности.

Единицы совокупности обладают определенными свойствами, называемыми в статистике признаками . Например, признаками человека являются возраст, образование, рост, вес, пол и т.д.; признаками предприятия – форма собственности, численность работников, величина основных производственных фондов и т.д.

При этом признаки могут быть как общими для всех единиц, так и индивидуальными, отличающими их друг от друга, т.е. существует так называемая вариация признаков различия в значениях того или иного признака у отдельных единиц, входящих в изучаемую совокупность.Например, производительность рабочего на предприятии определяется его квалификацией, стажем работы, состоянием здоровья и т.п.

Статистика изучает явления и процессы через их признаки, при этом их количественную характеристику она выражает через определенного рода числа, которые называются статистическими показателями.

Статистический показатель – это обобщающая характеристика какого-то свойства группы единиц или совокупности в целом. Например, средняя заработная плата по предприятию – это статистический показатель, а размер заработной платы отдельного работника этого предприятия – это признак.

Специфика предмета статистики обусловливает и специфику статистического метода.

Метод статистики – это совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет.

Статистическое исследованиесостоит из 3 основных стадий, на каждой из которых используются специальные методы:

1. Стадия статистического наблюдения – на этом этапе основным является метод массовых наблюдений (формируются цели и задачи наблюдения; разрабатываются программы исследования в целом и по вышеуказанным стадиям; определяются конкретные способы и методы, используемые на каждом этапе исследования; составляется организационный план его проведения; определяются объект и единица наблюдения). Результатом этого этапа исследования является получение первичной информации - данных, характеризующих каждую единицу наблюдения.

2. Вторая стадия статистического исследования представляет собой обобщение конкретных единичных фактов , образующих совокупность в целях выявления типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению в целом. Важнейшим методом на этой стадии является метод статистических сводок, группировок и таблиц . Статистическая сводка включает в себя распределение исходных данных по группам, качественно однородным по одному или нескольким признакам, и получение групповых итогов. Результаты статистической сводки и группировки излагаются в виде статистических таблиц, являющихся наиболее наглядной формой представления данных.

3. Статистический анализ является заключительной стадией статистического исследования. Характерным для этой стадии является применение методов анализа с помощью обобщающих показателей : абсолютных, относительных и средних величин, индексов, показателей вариации. Проведение анализа позволяет проверить влияние и взаимодействия различных факторов, оценить эффективность принимаемых решений, возможные экономические и социальные последствия складывающейся ситуации.

Все этапы статистического исследования неразрывно связаны между собой; отсутствие одного из них ведет к разрыву целостности всего статистического исследования.

Статистика – это общественная наука, которая изучает количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических явлений и процессов, их структуру и распределение, размещение в пространстве, движение во времени, выявляет действующие качественные зависимости, тенденции и закономерности в конкретных условиях места и времени.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    • 2.4 Современная организация статистики в казахстане и за рубежом
    • 2.6 Задания для самостоятельной работы
    • 2.6.1 Тестовые задания
    • Тема 3 .Статистическое наблюдение
    • 3.1 Статистическое наблюдение, его задачи и формы
    • 3.2 Программа статистического наблюдения
    • 3.3 Организационные виды и способы статистического наблюдения
    • 3.4 Статистическая отчетность
    • 3.5 Статистические переписи
    • 3.6 Ошибки статистического наблюдения и меры борьбы с ними
    • 3.7 Примеры решения типовых задач
    • 3.8. Задания для самостоятельной работы
    • Тема 4. Статистическая сводка
    • 4.1 Общее понятие о статистической сводке
    • 4.2 Группировка - научная основа статистической сводки
    • 4.3 Сложные и вторичные группировки
    • 4.4 Ряды распределения
    • 4.5 Статистические таблицы
    • 4.6 Примеры решения типовых задач
    • 4.7 Задания для самостоятельной работы
    • Тема 5. Абсолютные и относительные величины обобщающие показатели в статистике
    • 5.1. Макет статистической таблицы для характеристики предприятий по основным отраслям промышленности
    • 5.2. Абсолютные статистические величины
    • 5.3.1 Относительные величины
    • 5.4 Графическое изображение абсолютных и относительных величин
    • 5.5 Задания для самостоятельной работы
    • Тема 6. Средние величины
    • 6.1 Сущьность и виды средних величин в статистике
    • 6.2 Средняя арифметическая
    • 6.3 Средняя гармоническая
    • 6.4. Мода и медиана
    • 6.5 Основные правила применения средних в статистике
    • 6.6 Задания для самостоятельной работы
    • Тема 7. Показатели вариации
    • 7.1 Показатели вариации
    • 7.2. Способы расчета дисперсии
    • 7.3. Приемы анализа вариационного ряда
    • Тема 8. Выборочное наблюдение
    • 8.1. Теоретические основы выборочного наблюдения
    • 8.2. Способы формирования выборочных совокупностей
    • Тема 9. Ряды динамики
    • 9.1. Ряды динамики и их виды
    • 9.2. Аналитические показатели рядов динамики и приема анализов ряда динамики
    • 9.3. Методы выявления тенденции рядов динамики
    • Тема 10 . Индексы
    • 10.1 Общие понятия об индексах
    • 10.2 Принципы и методы исчисления общих индексов
    • 10.3 Преобразование агрегатного индекса в индексы средние
    • Тема 11. использование индексов в анализе
    • 11.1 индексный метод анализа факторов динамики (система взаимосвязанных индексов)
    • 11.2 Изучение влияния структурных сдвигов с помощью индексов (индексы переменного и постоянного состава)
    • 11.3 Изучение влияния структурных сдвигов на макро и микро уровне
    • Тема 12. Статистические методы изучения взаимосвязей
    • 12.1 Виды взаимосвязей. балансовый метод изучения взаимосвязей
    • 12.2 Корреляционные связи, их характер и формы
    • 12.3 Измерение тесноты связи между качественными (атрибутивными) признаками
    • 12.4 Измерение тесноты связи между количественными признаками
    • 12.5 Графический метод выявления корреляционных зависимостей
    • 12.6 Метод аналитических группировок
    • Тема 13. Корреляционно - регрессионный метод изучения взаимосвязей
    • 13.1 Однофакторный корреляционный регрессионный анализ
    • 13.2 Нелинейные зависимости
    • 13.3 Регрессионный анализ

Тема 1. Предмет и метод статистики

1.1 Общее представление о статистике и истории ее развития

В настоящее время термин "статистика" употребляют обычно в трех значениях:

во-первых, это совокупность цифровых сведений, статистические данные, представляемые в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономики, а также публикуемые в сборниках, справочниках, периодической прессе, которые являются результатом статистической работы.

во-вторых, статистика - это отрасль практической деятельности, связанная со сбором, обработкой и распространением данных.

в-третьих, статистика - сложная и многогранная наука. Как наука она подразделяется на две части: общая теория статистики и социально-экономическая статистика.

Общая теория статистики по существу является математической дисциплиной, сливаясь с математической статистикой. Базовой основой общей теории статистики служит теория вероятности. В этой части статистика выступает методологической наукой широкого профиля, исследующая и разрабатывающая методы количественного отображения, анализа и моделирования массовых варьирующих явлений в обществе, экономике, производстве, природных явлениях.

Социально-экономическая статистика подразделяется, согласно Основополагающим принципам официальной статистики ООН (1994 г., приложение 1, принцип 1), на четыре основные ветви: экономическую, социальную, демографическую статистику и статистику окружающей среды, базирующихся на Системе национальных счетов ООН (1993 г) (табл.1.1).

Место общей теории статистики в системе отраслей статистики

Более подробная классификация отраслей статистики и видов деятельности статистических организаций приводится в приложении 2.

Возникновение и развитие статистики . Историки статистики обычно указывают как на зачатки статистики собирание некоторых числовых данных, производившиеся еще в глубокой древности. Так, первые дошедшие до нас сведения об учете населения относятся к Китаю, где они проводились более четырех тысяч лет назад. Известно, что один из них состо ялся в эпоху легендарной династии Ся в 2238 г. до н.э. Имеются сведения об учете населения в Древнем Египте, Греции, Риме, Иране, Японии и других древних государствах.

В Италии в XVI в. начинают появляться сборники сведений о различных государствах, интерес к которым был обусловлен развивающейся международной торговлей. Первые попытки систематизации материала, собираемого о состоянии государств, появляются в Германии в конце XVII в. Новая наука получила название государствоведения. Ее основателем был немецкий ученый Г. Комринг (1606-1681 гг.).

Далее в этом направлении работали Г. Ахенваль и А Шлецер. С 1742 г.Г. Ахенваль (1719-1772 гг.) впервые вначале в Магдебурском, а затем в Геттингенском университете стал читать новую учебную дисциплину, которую он назвал статистикой. Школа просуществовала более 150 лет, не меняя своих теоретических основ. Предмет и метод этой науки не были четко определены. Собирался в основном информационно-описательный материал.

В России яркими представителями описательной школы статистики являются И.К. Кириллов (1689-1737 гг.), В.Н. Татищев (1686-1750 гг.), М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.), И.И. Голиков (1735-1801 гг.), С.Н. Плещеев (1752-1802 гг.), М.И. Чулков (1740-1793 гг.).

Почти на 100 лет раньше указанной описательной немецкой школы статистики возникла английская школа политических арифметиков, которая наиболее близка к современному пониманию статистики. Ее основоположниками являются Дж. Граунт (1620-1674 гг.), Э. Галлей (1656-1742 гг.) и В. Петти (1623-1687 гг.). В их трудах преобладало два направления: демографическое и статистико-экономическое. Школа получила свое развитие не только в Англии, но и за рубежом, в частности в Голландии и Франции.

Развитие капитанистического строя привело к бурному оживлению статистической деятельности, что было обусловлено возрастанием роли статистики как одного из средств государственного управления.

Статистика, сформировавшаяся как наука в XVIII столетии, уже в следующем столетии прочно заняла свое место в общей семье наук. Во многих европейских странах в начале XIX в. создаются специальные учреждения, которые начинают систематически заниматься сбором и обработкой различных статистических сведений. Так, во Франции уже в 1801 г. было создано статистическое бюро. Затем органы государственной статистики создаются в Пруссии, Австрии, Бельгии, Англии и России.

В 1853 г. был проведен первый Международный статистический конгресс в Брюсселе, затем в течение примерно двух десятилетий он собирался в разных городах Европы восемь раз. В 1885 г. создается постоянный международный статистический орган - Международный статистический институт, принявший на себя функции Международного конгресса.

В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки. Оно получило название статистика - математического. Особый вклад в развитие этого направления внес бельгийский ученый Адольф Кетле (1796-1874. гг.), называвший статистику "социальной физикой", т.е. наукой, изучающей законы общественной жизни с помощью количественных методов.

Большое влияние на развитие математического направления в статистике произвели труды русских математиков - П.П. Чебышева (1821-1894 гг.), А.А. Маркова (1856-1922 гг.).А.М. Ляпунова (1857-1919 гг.). Наиболее известным ученым XX в. в области математической статистики на Западе является Р. Фишер (1890-1962 гг.).

Период конца XIX - начала XX вв. связан с именем российского ученого А.А. Чупрова, который поставил задачу построения на развалинах доктрины Кетле, павшей под ударами немецкой критики, нового здания статистической теории, получившей название академической школы статистики.

В советской школе статистики наиболее яркими представителями этого направления были имена В.И. Хотимского (1892-1937 гг.), В.С. Немчинова (1894-1964 гг.), В.Н. Старовского (1905-1975 гг.), А.Я. Боярского (1906-1985 гг.), Б.С. Ястремского (1877-1962 гг.), Л.В. Некраша (1886-1949 гг.). В послевоенный период большой вклад в теорию индексного метода внесли С.М. Югенберг, В.Е. Адамов, Г.И. Бакланов, Л.С. Казинец, И.Г. Венецкий, в теорию статистической связи - Я.И. Лукомский.

1.2 Предмет статистики и ее теоретические основы

Каждый экономист должен понимать статистические данные, уметь пользоваться ими в своей работе, в совершенстве владеть методами экономико-статистического анализа и делать правильные выводы по его результатам.

Иногда статистику рассматривают как универсальную или методологическую науку - как теорию, в которой последовательно излагаются статистические методы, равным образом применимые как к анализу общественных, так и природных явлений. В этом смысле понятие "статистики" сливается с математической статистикой, в основе которой лежит теория вероятностей.

Так, согласно руководству Евростата "Области изучения и сферы подготовки" (1999 г), под изучением статистики (код 462) понимают "изучение сбора, описания, организации и анализа цифровых данных" /1, с.37/.

При этом статистика вместе с математикой (код 461) входит в состав области образования с кодом 46 "математика и статистика" в Международной стандартной классификации образования (МСКО, 13СЕВ-97).

В рамках изучения статистики входят программы по актуарной науке (страховой статистике), математической (теоретической) статистике, теории вероятности, прикладной статистике, плану обследования, выборочным обследованиям. При этом изучение демографических исследований исключено из этой области и включено в область 312 "Социология и изучение культуры".

Мы считаем, что понимание статистики как некоей универсальной науки (в узком смысле слова) больше подходит к общей теории статистики, несмотря на то, что она в первую очередь предназначена для количественного изучения общественных явлений.

В курсе общей теории статистики излагаются основные категории, принципы статистической науки, научные основы методов сбора, обработки и анализа статистических данных. В ходе своей деятельности специально обученный статистический персонал руководствуется определенными положениями и правилами, установленными статистической наукой.

Учитывая, что статистика связана с изучением социально-экономических явлений и процессов, определим статистику как самостоятельную общественную науку (в широком смысле слова). Как и любая наука, она имеет свой предмет исследования и свои специфические методы.

Предмет статистики . Статистика изучает с количественной стороны качественное содержание массовых общественных явлений.

Данное определение раскрывает три особенности статистики:

1) статистика не универсальная наука, сводящаяся к математической статистике, а наука, изучаются общественные явления (тем не менее, мы согласны с теми учеными, которые под статистикой как универсальной наукой имеют в виду только общую теорию статистики, по существу сливающейся с математической статистикой);

2) качественное содержание общественных явлений изучается с количественной стороны;

3) статистика изучает массовые общественные явления, т.е. статистика исследует множества, количественно характеризуя их по разным признакам. Она имеет дело с такими категориями, как статистическая совокупность, вариация, варьирующие признаки, статистические закономерности, закон больших чисел.

Поскольку статистика - это общественная наука, то ее теоретической основой, как и других общественных наук, служит экономическая теория и философия.

Статистика и экономическая теория. Статистик должен быть хорошим экономистом, чтобы правильно понимать сущность явлений, которые он изучает.

Базируясь на передовой экономической теории, статистик осуществляет научное обобщение в статистической сводке совокупности факторов и их целесообразное разграничение и объединение в группы. Именно знание законов общественного развития определяет те показатели, группировки и классификации, с помощью которых статистика будет давать конкретную цифровую характеристику общественных явлений.

И, наоборот, статистика дает новую сумму фактов, обобщенных в виде статистических закономерностей, которые позволяют развивать экономическую теорию.

Следует отметить также, что основой демографической статистики является также демография, или наука, изучающая население.

Статистика и философия . Общие законы диалектического и исторического материализма лежат в основе статистической методологии.

Одно из требований диалектического метода познания - рассмотрение всех явлений не изолированно друг от друга, а во взаимной связи. В метафизике природа и общество рассматриваются как случайное скопление предметов и явлений, оторванных друг от друга. Статистика рассматривает факты, относящиеся к данному явлению, в их целостности, связи и взаимообусловленности, вскрывая причинные связи.

Другая черта диалектического метода познания - рассмотрение всех явлений природы и общества в непрерывном развитии. Явления должны рассматриваться не только во взаимной связи и обусловленности, но и с точки зрения их движения, изменения, развития, с позиции их возникновения и исчезновения. Статистика рассматривает все общественные явления в их исторической обусловленности, а полученные статистические характеристики - как исторические, присущие данному способу производства. Эта черта диалектического метода имеет очень важное значение для всех разделов статистики и особенно для методов изучения динамики, метода средних величин и метода группировок.

Статистика опирается также на диалектический закон перехода количества в новое качество. Развитие рассматривается как переход от незначительных и скрытых количественных изменений к изменениям коренным, качественным. Также диалектически в статистике употребляются такие понятия, как случайное и необходимое, единичное и массовое, индивидуальное и общее.

Закономерность массовых общественных процессов и явлений . Обобщая характеристики массовых общественных явлений, статистика выявляет с их помощью определенные закономерности, проявляющиеся в определенном порядке расположения, соотношения или изменения статистических данных. Они могут быть следующих видов:

I) закономерности развития (динамики) явлений (например, динамика численности населения, объемов производства, уровня жизни населения, себестоимости продукции и т.д.);

2) закономерности изменения структуры явлений (например, доли городского населения в его общей численности; доли отраслей в промышленности, обеспечивающих технический прогресс; удельного веса отельных продуктов в потреблении населения);

3) закономерности распределения единиц внутри совокупности (распределение населения по возрасту, распределение численности покупателей в магазинах по часам и т.д.);

4) закономерности связного изменения разных варьирующих признаков в совокупности (зависимость урожайности от количества внесенных удобрений, уровень квалификации рабочих в зависимости от стажа работы и т.д.).

Обобщающие статистические данные образуются под воздействием сложного комплекса причин, одни из которых являются основными, общими для всех единиц совокупности, а другие носят сугубо индивидуальный (случайный для всей совокупности) характер. В обобщающих статистических показателях, исчисленных на основе массового наблюдения, сглаживаются последствия, порожденные этими индивидуальными причинами, и отчетливо проявляются следствия, обусловленные общими для всей совокупности причинами. В этом проявляется действие закона больших чисел.

Закон больших чисел требует достаточно большого числа наблюдений для того, чтобы статистические характеристики были типичны и свободны от влияния случайных факторов. Например, подмечено, что на 100 девочек рождается 105-107 мальчиков, что является проявлением определенного биологического закона.

1.3 Статистическая методология и статистические показатели

Статистическое исследование подразделяется на три последовательные стадии:

1) статистическое наблюдение, т.е. сбор первичного статистического материала;

2) сводка и разработка результатов наблюдений, т.е. их обработка;

3) анализ полученных сводных материалов.

На каждой из этих стадий применяются специфические методы, образующие статистическую методологию и обусловленные спецификой предмета статистики.

Метод массовых наблюдений . Поскольку статистика изучает закономерности, проявляющиеся в массовых явлениях под действием закона

больших чисел, то на первой стадии статистического исследования должно быть обеспечено массовое наблюдение, т.е. сбор большого числа отдельных единичных фактов и индивидуальных значений, присущих ему признаков.

Метод группировок . На второй стадии статистического исследования собранные факты подвергаются систематизации и подсчету или сводке. Их делят по признакам различия и объединяют по признакам сходства, иными словами осуществляют группировки. С помощью метода группировок статистики делят изучаемые явления на важнейшие виды, характерные группы и подгруппы по изучаемым признакам.

Методы анализа с помощью обобщающих показателей . На третьей стадии статистического исследования анализируется сводный материал, проявление закономерностей и связей в изучаемых фактах, характеристика типичных их черт. На этой стадии рассчитываются обобщающие показатели (суммарные, относительные и средние величины, статистические коэффициенты).

Анализ с помощью обобщающих показателей заключается в измерении признаков, агрегировании, расчете относительных и средних величин, в сводной оценке вариации признаков, динамике явлений, в применении индексов, в балансовых построениях, в расчете показателей, характеризующих тесноту связей, а также в других приемах.

Все это дополняется табличным методом наиболее рационального изложения цифрового материала и графическим методом - методом наглядного изображения статистических данных.

Статистическая совокупность - это масса отдельных единиц одного и того же вида, объединенных единой качественной основой, но различающихся между собой по ряду признаков.

Например, совокупностью будет население какой-либо страны, которое состоит из отдельных людей, различающихся по полу, возрасту и другим признакам. Однако, она едина в том отношении, что это население одной страны.

Массовые явления всегда представляют собой совокупности единиц, которые в определенном отношении однородны, но в других отношениях различаются между собой.

Статистика характеризует совокупности своими числами-показателями, которые могут быть двоякого рода:

1) показатели, дающие обобщающую характеристику объемов совокупностей. В качестве примера - численность занятых, объемы производства и т.д.

2) показатели, обобщающие характеристики совокупностей по ряду признаков. Например, характеристика населения по результатам переписи: по полу, возрасту, национальности, уровню образования и т.д.

Варьирующие признаки - признаки, принимающие разное значение (качественное или количественное) у отдельных единиц совокупности.

Значение варьирующего признака у отдельных единиц совокупности называется вариантой. Например, рабочие любого предприятия различаются между собой по полу (качественное значение - мужчина или женщина) или по уровню получаемой заработной платы (количественные значения признака).

Статистика - это обобщающий учет . Статистические цифры дают обобщающую характеристику каким-либо совокупностям фактов, выражая их численность, объем, соотношения частей или среднего уровня с помощью своих признаков. Тем самым она является одним из видов учета, а именно учетом обобщающим, имеющим дело с характеристикой совокупностей, а не единичных фактов.

Статистический показатель - это количественная мера общественных явлений, имеющая качественную определенность.

Нужно различать содержание статистического показателя и его конкретные количественные размеры.

Содержание или качественная определенность показателя характеризует социально-экономическую категорию (население, национальное богатство, объем производства, товарооборот и т.д.). Количественные размеры статистических показателей (т.е. статистические данные) зависят от конкретных условий места и времени.

Например, заработная плата - определенная экономическая категория. Статистика измеряет ее общий объем и средний уровень. Поэтому возникают статистические показатели, характеризующие фонд заработной платы и среднюю заработную плату. В различных условиях и в разное время статистические данные по этим показателям различаются.

Важнейшей задачей статистической науки является разработка методологии расчета статистических показателей. Эти вопросы решаются в рамках отраслевой статистики.

Система статистических показателей . Статистические показатели должны находиться в определенной взаимосвязи между собой, образуя систему взаимосвязанных показателей. В основе системы статистических показателей лежат современная демография, экономическая теория и другие общественные науки.

На международном уровне статистические показатели систематизированы в отдельных руководствах международных организаций: Руководство по СНС, Руководство по государственным финансам, Руководство по банковской и финансовой статистике, Руководство по платежному балансу и др.

Система статистических показателей не является неизменной. В процессе общественного развития одни явления отмирают, другие возникают, что находит отражение в системе показателей.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.

1. Что понимается под статистикой?

2. Когда зародилась статистика, каковы цели ее создания?

3. Перечислите основные школы в развитии статистической науки?

4. Что понимается под статистикой в узком смысле слова?

5. Почему статистика относится к общественным наукам? В чем ее отличие от других общественных наук?

6. Что является теоретической основой статистики?

7. Что называется закономерностью массовых процессов и явлений?

8. Каких видов бывают эти закономерности?

9. На какие стадии распадается статистическое исследование, какая работа на них проводится?

10. Какие специфические методы используются на каждой из стадий статистического исследования?

11. Что такое статистическая совокупность?

12. Объясните, в чем отличие вариант от варьирующих признаков?

13. Что называется статистическим показателем? Как он соотносится с определенными социально-экономическими категориями?

1. Андерсон Р, Олссон А. - К. Области изучения и сферы подготовки. Евростат, декабрь 1999. - 108с.

2. Закон Республики Казахстан от 7 мая 1997 г. №98-1 "О государственной статистике" (с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Республики Казахстан от 30.01.01г. №154-11; от 15.01.02г. №280-11; от 20.12.04 г. №13-111; от 21.12.04 г. №14-111).

3. Программа совершенствования государственной статистики в Республике Казахстан на 1999-2005 годы / Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 ноября 1998 г. №1180.

4. Харламов А.И. и др. Общая теория статистики. - М.: Финансы и статистика 1995.

5. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник. - 3-е изд. / Под ред. чл. - корр. РАН И.И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 368 с.: ил.

6. Теория статистики: Учебник для вузов / Под ред.Р.А. Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 1996.

7. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 1998. Харченко Л.И. и др. Статистика. - М.: ИНФРА-М, 1997. Сиденко А.В., Попов Г.Ю., Матвеева В.М. Статистика: Учебник. - М.:

8. Гусаров В.М. Теория статистики: Учебное пособие для вузов. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.

9. Ряузов Н.Н. Общая теория статистики: Учебник для студ. экон. спец. вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1984. - 343 с., ил.

10. Общая теория статистики: Учебник / Т.В. Рябушкин, М.Р. Ефимова и др. - М.: Финансы и статистика, 1981.

11. Общая теория статистики: Учебник / Г.С. Кильдишев, В.Е. Освиенко, П.М. Рабинович, Т.В. Рябушкин. - М.: Статистика, 1980.

12. Статистический словарь / Гл. ред. М.А. Королев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1989.

З адания для самостоятельной работы .

1.5.1. Тестовые задания

1 . Что неверно в отношении статистики как науки :

1) изучает общественные явления;

2) изучает качественное содержание общественных явлений;

3) изучает качественное содержание общественных явлений с количественной стороны;

4) изучает массовые явления;

5) статистика является универсальной наукой.

2 . Теоретической основой статистики является :

1) математические науки и философия:

2) математические науки и демография;

3) философия, экономическая теория и демография;

4) философия и демография;

5) все экономические и социальные науки.

3 . К видам статистических закономерностей не относятся :

1) закономерности динамики;

2) закономерности структуры;

3) закономерности распределения единиц внутри совокупности;

4) закономерности больших чисел;

5) закономерности связного изменения разных варьирующих признаков в совокупности.

4 . Чем выше уровень специализации магазинов, тем выше уровень торговых расходов - это закономерность :

1) движения во времени;

2) изменения структуры явлений;

3) распределения единиц внутри совокупности;

4) больших чисел;

5) связного изменения разных варьирующих признаков в совокупности.

5 . Закономерность, присущая данному явлению, проявляется :

1) в определенных значениях каждого признака;

2) при достаточно большом количестве наблюдений;

3) в отклонении части значений от их среднего значения;

4) при условии стационарности явления;

5) в каждой отдельном случае.

6 . Специфические приемы, применяемые статистикой, образуют :

2) инструментарий статистического наблюдения;

3) закономерность статистического явления;

4) сводку статистических результатов;

5) статистическую методологию.

7 . Множество социально-экономических объектов, объединенных единой качественной основой, но различающихся по ряду признаков, называется :

1) статистической совокупностью;

2) системой статистических показателей;

3) совокупностью признаков;

4) объектом наблюдения;

5) статистической таблицей.

8 . Варьирующие признаки единиц совокупности - это признаки, которые :

1) имеют качественно различное содержание;

2) принимают разное значение;

3) тождественны;

4) количественно и качественно различаются;

5) постоянны или стабильны.

9 . Вариантой называется :

1) количество значений отдельного признака единицы совокупности;

2) номер отдельного значения признака единицы совокупности;

3) значение варьирующего признака у отдельных единиц совокупности;

4) качественное значение количественного содержания единицы совокупности;

5) единицы совокупности.

10 . Количественная мера общественных явлений, имеющая качественную определенность, называется :

1) статистической единицей;

2) вариантой;

3) объектом наблюдения;

4) единицей совокупности;

5) статистическим показателем.

11 . Статистические показатели, находящиеся в определенной взаимосвязи между собой, образуют :

1) систему статистических показателей;

2) статистическую классификацию;

3) статистическую группировку;

4) статистическую таблицу;

5) статистическую закономерность.

Тема 2. Принципы организации статистики

2.1 Роль статистики в плановой и рыночной экономике

Информация как совокупность нужных сведений и данных для успешного проведения анализа, контроля, принятия и организации выполнения управленческого решения является необходимым элементом эффективного управления социально-экономическими процессами. В общей совокупности сведений в системе управления выделяется статистическая информация, которая характеризует массовые явления за длительный период, позволяет выявлять тенденции, связи между аспектами развития, сущность взаимодействия факторов. Статистическая информация призвана обслуживать весь цикл управления.

Социально-экономическая статистика обеспечивает предоставление важной цифровой информации об уровне и возможностях развития страны. Она выступает одним из решающих ориентиров политики, способствует объективному обсуждению конкретных вопросов и, удовлетворяя потребностям в информации всех лиц и учреждений, вовлеченных в общественно-политические и социально-экономические процессы, позволяет принимать более взвешенные решения.

Весьма трудоемкая работа по обеспечению необходимых для этих целей данных - очень важная государственная задача, выполнение которой вменяется в обязанность так называемой "официальной статистики".

В подавляющем большинстве стран определенные государственные органы занимают особое положение как официальные производители социально-экономических данных. Это связано с тем, что для регулярного проведения статистических обследований требуется предоставление значительных средств. Кроме того, для обеспечения надежности результатов таких обследований государство может при необходимости оказывать давление на респондентов, добиваясь безвозмездного и своевременного предоставления сведений.

Неофициальная статистика представляется организациями, которые, как правило, не имеют законодательно закрепленных специальных прав, позволяющих им добиваться получения от респондентов необходимых сведений. Она занимается, прежде всего, статистическим анализом данных официальной статистики, дополняя их, при необходимости, своими обследованиями и расчетами.

Следует отметить, что роль официальной статистки в экономике рыночного типа коренным образом отличается от ее роли в плановой экономике.

При плановой экономике официальная статистика являлась инструментом контроля выполнения плана. Она была также инструментом агитации и пропаганды. Такое положение вещей приводило к тому, что микроданные (данные об отдельном предприятии или лице) не были анонимны и могли быть использованы не только в статистических целях. В то же время, макроданные (агрегированные результаты обследований), напротив, были нередко секретными.

В странах рыночной экономики роль официальной статистики прямо противоположная. Микроданные, за исключением общедоступных, должны держаться в тайне, а макроданные, наоборот, доступны каждому. Статистика и бухгалтерский учет (для контроля деятельности предприятий), за редким исключением (как в части, например, обеспечения банковского надзора) принципиально разграничены.

История развития государственной статистики Казахстана с момента ее институционального оформления 8 ноября 1920 г. как единого органа образованной в августе того же года Казахской автономной республики в составе РСФСР показывает, что ее функционирование до момента приобретения Казахстаном независимости 16 декабря 1991 г. происходило в соответствии с планом создания централизованно управляемого хозяйства.

Как пишет исследователь истории отечественной статистики К. Байжанова, закономерностью развития государственной статистики Казахстана советского периода является то, что она "развивается не в соответствии с канонами классической статистики, основанной на законе больших чисел и методе выборочных исследований, с необходимостью выполнявшей в этой связи аналитическую и прогностическую функции, а в качестве элемента интегрального планово-централизованного учета. Соответственно статистика претерпевает существенные качественные изменения (по форме, принципам, порядку сбора и отражения информации, отчетности и т.д.) 1".

Если в момент своего зарождения казахстанская статистика еще сохраняет черты и принципы классической статистики, то в последующем после ряда реорганизаций она превратилась по существу в простой орган регистрации данных на основе сплошной отчетности, а состав социально-экономических показателей был ориентирован в основном на контроль выполнения установленных плановых заданий и технико-экономических нормативов. Исходя из этого, статистический учет ориентировался на отражение внутрихозяйственного оборота материальных и трудовых ресурсов, их распределение и использование, в ущерб статистике социальной сферы, кредитно-финансовой системы, денежного обращения, услуг, уровня жизни населения и других важнейших аспектов развития общества. Статистика была оторвана от мировой практики, что осложняло работу в области международных сопоставлений и, тем самым, сдерживала процесс интеграции Казахстана в экономику мирового сообщества.

2.2 Реформирование казахстанской статистики

После провозглашения 16 декабря 1991 г. государственной независимости Казахстана стало очевидным, что основанная на методологии Баланса народного хозяйства (БНХ) система статистической информации принципиально не способна адекватно характеризовать формирующиеся в стране общественно-политические и социально-экономические отношения.

Возникла необходимость в коренном реформировании (а по существу, создании новой) казахстанской статистики, что было обусловлено трансформацией экономического и общественно-политического строя, изменениями в мировой и внутригосударственной обстановке, в частности:

приобретение Казахстаном суверенитета обусловило необходимость в создании и становлении национальной статистической системы, соответствующей статусу независимого государства;

вхождение Казахстана в мировое сообщество и осуществление независимой внешнеэкономической деятельности потребовало внедрения классификаций и систем кодирования технико-экономической и социальной информации, соответствующих стандартам мировой практики;

ориентация экономики к рыночным отношениям, развитие негосударственного сектора, появление большого числа новых институциональных единиц обусловили необходимость реформирования методов статистического наблюдения, создания современных статистических регистров, _ пересмотра системы экономических показателей.

Таким образом, реформирование статистики изначально преследует следующие три основные цели:

1) создание и становление национальной статистической системы, соответствующей статусу независимого государства;

2) внедрение статистических классификаций и стандартов, принятых на международном уровне;

3) внедрение современного инструментария и методов статистического наблюдения.

Последнее десятилетие XX в. ознаменовалось принятием Казахстаном на государственном уровне трех программ совершенствования статистики.

В первой - Государственной программе по перестройке статистики, первичного и бухгалтерского учета (утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 29 декабря 1992 г. №1098) основное внимание и ресурсы направлялись на решение наиболее фундаментальных проблем.

Были приняты меры по формированию национальной статистики в реальном секторе экономики, финансовой и банковской сферах, сопоставимой на международном уровне. Осуществлен комплекс мероприятий, заложивших основу для перехода на систему национальных счетов, для создания новых для республики разделов статистики: внешнеэкономической деятельности, платежного баланса, цен и др. В соответствии с международными требованиями начали реформироваться другие отрасли статистики.

Это позволило начать расчеты валового внутреннего продукта (ВВП) и других макроэкономических показателей, составление платежного баланса страны, создать сеть по регистрации цен и тарифов для развития статистики цен. В этот же период был сформирован государственный регистр хозяйствующих субъектов как инструмент статистики рыночной экономики. Осуществлен переход с больших ЭВМ на персональные компьютеры.

В результате реализации первой Программы реформирования статистики была сформирована национальная статистическая система, соответствующая статусу независимого государства. Следует отметить, что, по мнению К.Д. Байжановой - исследователя истории развития государственной статистики республики - Казахстан выполнил эту задачу в период с 1991 по 1994 г. С 1995 г., т.е. еще во время реализации первой Программы, республика приступила ко второму этапу реформирования статистики, начав его с отмены расчетов показателей баланса народного хозяйства.

Во второй программе - Программе совершенствования государственной статистики в Республике Казахстан на 1996-1998 гг. (утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 октября 1996 г. №1244) главными направлениями являлись: последовательный переход от отраслевого принципа сбора информации к статистике предприятий; внедрение новых экономических классификаций и систем кодирования технико-экономической информации, гармонизированных с международными классификациями; системное реформирование методов статистического наблюдения для создания условий для наиболее полного удовлетворения потребностей общества в статистической информации.

Реализация второй программы позволила:

продолжить создание национальных счетов и начать реформирование отраслевых статистик на методологической основе СНС ООН 1993 г.;

пересмотреть в связи с введением новой системы бухгалтерского учета формы финансовой и денежно-кредитной статистики;

начать формирование статистического регистра и использование международных классификаций видов экономической деятельности и классификаций продукции и услуг при разработке статистической информации;

начать переход к выборочным методам статистического наблюдения на примере статистики сельского хозяйства, а также переход к статистике предприятий на примере малых предприятий;

провести следующий этап технического переоснащения органов статистики современными средствами вычислительной техники и телекоммуникаций и начать работу по автоматизации формирования информационных ресурсов статистических органов республики.

В мае 1997 г. Парламент Республики Казахстан принял новый (второй) Закон "О государственной статистике в Республике Казахстан". (Первый Закон "О государственной статистике в Республике Казахстан" был принят в январе 1992 г. на VII Сессии Верховного Совета Казахстана).

В целом, в 1996-1998 гг. реформирование статистики реализовалось на принципах приоритетности, максимальной концентрации ресурсов на наиболее важных фундаментальных направлениях, что позволило в значительной мере интегрироваться в мировое статистическое сообщество.

Третий этап реформирования осуществлялся в соответствии с Программой совершенствования государственной статистики в Республике Казахстан на 1999-2005 гг. (утвержденной постановлением Правительства от 19 ноября 1998 г. №1180). Главной целью данной Программы являлось системное реформирование государственной статистики Казахстана в целях наиболее полного удовлетворения потребностей органов управления страны, деловых кругов и общественности в объективной статистической информации о социально-экономическом развитии страны, регионов, отраслей и секторов экономики, сопоставимой на международном уровне с аналогичной информацией других стран.

Программой были предусмотрены следующие приоритетные направления совершенствования государственной статистики Республики Казахстан на 1999-2005 гг.:

внедрение системы национальных статистических классификаций, гармонизированных с классификациями, принятыми на международном уровне;

развитие регистров как основного инструмента организации статистической деятельности;

совершенствование методов статистического наблюдения и переход на статистики предприятий;

совершенствование системы показателей и методологии макроэкономической и отраслевой статистики в реальном, внешнем, государственном, финансовом и социальном секторах;

совершенствование комплексного анализа социально-экономического развития Казахстана и его регионов;

внедрение новых информационных технологий и формирование единых информационных статистических ресурсов, включающих в себя автоматизированный банк классификаций, регистры, интегрированные распределенные базы данных;

совершенствование системы публикаций и распространения статистических данных;

совершенствование системы непрерывного профессионального образования кадров в области статистики и информационных технологий;

международное сотрудничество в области статистики.

В 2002 г. специальная миссия МВФ произвела оценку качества данных казахстанской статистики с целью возможности присоединения республики к Специальному стандарту распространения данных (ССРД). Ранее в соответствии с постановлением Правительства от 11 сентября 1998 г. №871 Агентство РК по статистике совместно с Национальным банком и Министерством финансов республики в апреле 1999 г. обеспечило присоединение Казахстана первым из стран СНГ к Общей системе распространения данных (ОСРД).

По итогам миссии МВФ были подготовлены отчеты, в которых даны рекомендации по улучшению качества данных и проведению ряда подготовительных работ с тем, чтобы к июлю 2003 г. Казахстан присоединился к ССРД. После проведения всех работ 24 марта 2003 г., т.е. на три месяца ранее назначенного срока, Казахстан присоединился к указанным стандартам. Согласно требованиям ССРД, на сайте Агентства размещены метаданные, Календарь выпуска данных и Национальная страница с экономическими данными, которая регулярно обновляется в соответствии с Календарем выпуска данных.

Несмотря на высокую оценку качества статистических данных, Агентство РК по статистике определило три проблемы и сформулировало три задачи, решение которых создало бы условия для дальнейшего повышения качества казахстанской статистики:

1) совершенствование организационной структуры Агентства: 2) усиление научно-аналитического характера статистической деятельности;

3) использование административных источников данных.

В части совершенствования организационной структуры системы Агентства уже выполнена оптимизация региональной структуры статистических организаций Агентства путем присоединения подведомственных Агентству региональных информационно-статистических центров (ИСЦ) (с передачей функции по сбору статистических данных) к областям (территориальные подразделения Агентства). Функции ИСЦ по обработке данных при этом были переданы в дочерние государственные предприятия РГП "ИВЦ Агентства по статистике".

По вопросу усиления научно-аналитического характера статистической деятельности предлагается воссоздать Институт статистических исследований и прогнозирования, который существовал в качестве подведомственной организации Госкомстата (Агентства по статистике) в период с 1991 по 1997 г., что позволило бы более интенсивно проводить реформы в сфере методологии статистики и анализа социально-экономической ситуации в стране.

Использование административных источников предполагает внести соответствующие изменения в законодательные акты республики, затрагивающие вопросы предоставления данных из административных источников государственным органам статистики, а также разработки общегосударственных и ведомственных баз данных с учетом интересов государственной статистики.

Общая (глобальная) оценка статистической системы Казахстана была также проведена в 2003 г. экспертами Евростата в рамках проекта ТАСИС. В конце апреля 2004 г. Агентством была получена окончательная редакция отчета экспертов1. В отчете отмечается, что статистика Казахстана достигла большого прогресса, значительно возросло качество статистического учета. Тем не менее, эксперты формулируют рекомендации организационного и тематического характера по дальнейшему совершенствованию статистики республики, в целях реализации которых Агентством РК по статистике в начале 2004 г. разработан План мероприятий. Рекомендации также учтены в очередной (четвертой) Программе совершенствования государственной статистики на 2006-2008 гг.

Качественное информационное обеспечение статистическими данными государственных органов в целях осуществления мониторинга действующих государственных, отраслевых и региональных программ и разработки новых программ в соответствии со Стратегией "Казахстан-2030" предполагает дальнейшее развитие государственной статистики Казахстана, что вызывает необходимость в разработке новых многолетних программ совершенствования государственной статистики.

В рамках этих программ в целях обеспечения международной сопоставимости данных и обеспечения мониторинга обязательств, принятых на международном уровне, в частности Декларации тысячелетия ООН, принятой мировыми лидерами на Саммите тысячелетия1 ООН в 2000 г.2, должен быть обеспечен переход на международные стандарты в области статистики. Примером свода требований по переходу к международным стандартам в области статистики является Резюме (краткое описание) статистических требований Евростата"".

В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2003 г. №903 "О Плане мероприятий по реализации Программы Правительства РК на 2003-2006 годы", в конце 2005 г. Агентством внесена на утверждение Правительства очередная (четвертая) Программа совершенствования государственной статистики на 2006-2008 годы.

Целью Программы является повышение качества статистической информации в республике путем внедрения в практику статистической деятельности международных стандартов в области статистики, принятых в Европейском союзе.

Достижение поставленной цели предполагается обеспечить путем решения следующих задач:

1) переход к современному уровню координации статистической системы на основе поэтапного внедрения систем управления качеством по всем аспектам статистической деятельности и создания адекватной организационной и правовой основы;

2) разработка и внедрение методологий и методик статистики с целью адаптации международных рекомендаций и стандартов на национальном уровне;

3) внедрение системного подхода к организации и проведению анализа статистической информации для улучшения информационного обеспечения разработки и реализации государственных и отраслевых программ;

4) создание единой статистической информационной системы "Государственная статистика", отвечающей требованиям международных стандартов по сбору, обработке, хранению и распространению данных;

5) переход от получения технической помощи к активному международному сотрудничеству в соответствии с Основополагающими принципами официальной статистики ООН.

Основным результатом реализации Программы будет формирование современной национальной статистической системы статистики, обеспечивающей производство статистических данных в соответствии со всеми основополагающими международными стандартами и рекомендациями.

2.3 Основополагающие принципы официальной статистики

Важную роль в деле создания и развития надежных национальных статистических систем, которые были бы неподвластны негативному политическому воздействию, играют Основополагающие принципы официальной статистики, единогласно принятые Статистической комиссией ООН на специальной сессии в Нью-Йорке 11-14 апреля 1994 г.1 (приложение 1).

Вкратце их содержание сводится к следующему.

1. Официальность . Официальные статистические данные, имеющие практическую ценность, подготавливаются и распространяются на объективной основе государственными статистическими ведомствами для обеспечения уважения права граждан на общественную информацию. Это связано с тем, что официальная статистика является необходимым элементом информационной системы демократического общества, обеспечивая государственные органы, деловые круги и общественность данными об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении.

2. Профессионализм . В целях сохранения доверия к официальной статистике статистические ведомства должны принимать решения в отношении методов и процедур сбора, обработки, хранения и представления данных в соответствии со строго профессиональными соображениями, включая научные принципы и профессиональную этику.

3. Научность . Для обеспечения правильной интерпретации данных статистические ведомства должны предоставлять информацию в соответствии с научными стандартами в отношении источников, методов и процедур в области статистики.


Close